Остров Декабристов - старые фотографии


    Остров Декабристов - старые фотографии, сделанные до времен намыва и застройки, 
с пояснениями к изображенным объектам, а также с привязкой их местоположения к 
современной карте. В их числе: бухта и пляж на пр. КИМа, остров Вольный, Анфисин сад, 
трамвайное кольцо на пр. КИМа и др.

1. Бухта и пляж на пр. Кима                                             2. Остров Вольный
3. Памятник декабристам                                                 4. Анфисин сад
5. Трамвайное кольцо на пр. КИМа                                        6. Трамвайное кольцо на наб. реки Смоленки
7. По следам "Нового Петербурга"
  
(КАРТА мест, изображенных на фото. Чтобы увеличить изображение - наведи курсор)

1 Бухта и пляж на проспекте Кима До начала намыва (1960 год) проспектк Кима приводил к пляжу на берегу небольшой бухты (фото 1). На пляже была спасательная станция (фото 3 и 4). Пляж заканчивался у памятника Декабристам (на фото 2 и 3 памятник чуть правее). Если идти от берега назад, то через 100 метров по правую руку начинался Анфисин сад у школы № 34 (пер. Каховского дом № 9). Бухта и пляж исчезли при намыве в 1970-х годах, а значительную часть Анфисиного сада уничтожила постройка дома 55 по Наличной улице (см. подробнее дальше). Объекты, присутствующие на фотографиях 1-4, отмечены на картах (фото 5 и 6). (Чтобы увеличить изображение - наведи курсор)

2 Остров Вольный Остров Вольный располагался в устье Малой Невы на небольшом (от 200 до 500 м) расстоянии от острова Декабристов. Присоединён к острову Декабристов в 1970 году путем намыва. Сегодня на территории бывшего острова располагаются жилые кварталы Морской набережной и улицы Кораблестроителей. На фото 1 представлен вид острова с высоты (до намыва), а также прилегающей к нему части о-ва Декабристов. Обозначены некоторые дома по переулку Каховского. На фото 2 и 3 показана переправа на остров, которая находилась в месте, где пр. КИМа упирался в берег. На фото 4 и 5 - вид с северного берега острова на стадион С.М. Кирова. Стадион начал строиться еще до войны, но открыт только в 1950 году. До реконструкции перед Олимпийскими играми 1980 г. был одним из самых больших стадионов мира (вмещал 100 000 зрителей). В 2006 году стадион был снесен и на его месте построен новый, который сейчас называется "Газпром Арена" и вмещает 63 тыс. зрителей. (Чтобы увеличить изображение - наведи курсор)

3 Памятник декабристам Своим названием Остров Декабристов обязан историческому событию, связанному с казней руководителей декабрьского восстания 1825 года. Их тела были погребены на острове, который в то время именовался Голодаем. 26 июля 1926 г. к 100-летию со дня казни на предполагаемом месте захоронения был установлен закладной камень памятника (фото 1 и 2). На фото 1 дома на заднем плане (слева направо): №№ 26А и 26Б по по пр. КИМа - они темного цвета и №№ 5А и5Б по пер. Каховского (дом 5А закрывают фотографируемые). Сам памятник был сооружен значительно позже - в 1940 году (фото 3). (Чтобы увеличить изображение - наведи курсор)

4 Анфисин сад Анфисин сад - такое название на карте острова Декабристов появилось в 2021 году. Это название увековечивает имя учительницы биологии школы №34 Анфисы Николаевны Семеновой- Тянь-Шанской. Она заложила этот сад в 1953 году в память о ленинградцах, погибших во время блокады, в числе которых был ее муж Святослав Семенов-Тянь-Шанский — внук знаменитого географа. Вместе с учащимися школы № 34 Анфиса Николаевна на пустыре около школы вырастила сад, в котором росло 20 сортов яблонь, груша, алыча, облепиха и даже кедровая сосна и маньчжурский орех (фото 1, 2, 3). Значительная часть сада была уничтожена в 1995 году при строительстве дома 55 по Наличной ул. Все, что осталось от уничтоженной части - мемориальная табличка на этом доме. Оставшаяся часть сада оказалась во дворе построенного дома (фото 4 и 5). 8 сентября 2010 года, в годовщину начала блокады Ленинграда, на центральной аллее сада был установлен памятник детям блокады (скульптор Галина Додонова). На нем трогательная фигурка девчушки, на ладошке которой кусочек хлеба - те самые "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" (фото 6 и 7). (Чтобы увеличить изображение - наведи курсор)

5 Трамвайное кольцо на проспекте Кима В 1929 году началась прокладка трамвайной линии от 8-9-й линии В.О. на остров Декабристов. Линию спроектировали однопутной в виде большой петли: от Малого проспекта трамвай по Железноводской улице доходил до проспекта КИМа и здесь поворачивал налево, обогнув кольцо. Через одну остановку он выходил на трамвайное кольцо на набережной Смоленки. Далее, двигался по уже построенной в 1913 году трассе: 16-17 линии, поворот на Малый проспект В.О., где замыкал петлю на 8-9-й линии В.О. (красная линия на фото 1). На петле было 2 разъезда (в виде куска двухпутки): один возле самого Малого проспекта на 8-9 линиях, второй – на Железноводской сразу после поворота с Уральской. Разъезды иногда использовались для рейсов грузовых трамваев в "неправильном" направлении (фото 2). При повороте с Железноводской на проспект Кима (фото 3) сделали трамвайное кольцо (фото 4), где соорудили маленький домик для диспетчерской и отдыха трамвайных бригад (фото 5). Кольцо расположилось на площади, предусмотренной еще дореволюционным планом "Нового Петербурга". Сейчас она именуется площадью Балтийских Юнг. По этой трассе до 1968 года ходил трамвай № 4, а с 1963 года был запущен маршрут 6. С 1978 трамвайную линию сделали двухпутной, но изменили конечный отрезок трассы: трамвай № 6 с Железноводской ул. поворачивал на пр. КИМа не к Смоленке, как раньше, а к Малой Неве и шел до нового кольца на Наличной ул. (синяя линия на фото 1). На фото 6 видно, как трамвай по новой линии идет от Наличной ул. и поворачивает на Железноводскую улицу между домами 7/19 и 5/34 (дом 34 к нам ближе). Видны еще не снятые рельсы старой однопутки по направлению к кольцу на наб. Смоленки. Однопутный участок между пл. Балтийских Юнг и кольцом на реке Смоленке через некоторое время разобрали. Окончательно трамвай ушел с о. Декабристов в 2002 году. (Чтобы увеличить изображение - наведи курсор)

6 Трамвайное кольцо на наб. Смоленки Трамвайное кольцо на Смоленке - одно из первых в Петербурге - появилось в 1913 году при прокладке трамвайной линии с Васильевского острова от Благовещенского моста до берега реки Смоленки по 8-9 линиям В.О., Малому пр. и 16-17 линиям В.О. Трамваи попадали на кольцо, переехав Смоленский мост (фото 1, 2 и 3). Фото 3 - это кадр из к/ф "Брат". В октябре 1915 г. Городская управа взяла в аренду два дома (№5/34 и 7/19 по Желез- новодской ул.), построенных в 1914 по плану "Новый Петербург", чтобы разместить в них эва- куационный госпиталь. Для обслуживания госпиталя в 1916 году протянули рельсы от кольца на Смоленке до Железноводской ул. и открыли маршрут трамвая 24. Оборотное кольцо 24-го маршрута стало его конечной станцией под названием «Новый Петроград». Оно располагалось на пересечении полукруглой площади и Парковой улицы ( нынешний пр. КИМа). Этот маршрут (с участком между двумя трамвайными кольцами) работал до 1918 года. P.S. На карте 1917 года указано кольцо тр. 24, которое по геогр. координатам с совпадает с кольцом, построенным в 1929 году. [План Петрограда с ближайшими окрестностями. 1917. Масштаб 1:21000. Приложение к Адресной и Справочной книге "Весь Петроград". Издание Т-во А.С. Суворина "Новое время". ] О трамвайном кольце на пр. КИМа идет дискуссия в Интернете https://transphoto.org/photo/1426342/  4,11,
В разные годы кольцо на Смоленке было конечной станцией для маршрутов трамваев 24 и проходной - для трамвая 6. Наиболее долго "не изменял" кольцу трамвай 4. Для него кольцо было конечной станцией с 1913 до 1930 г, когда четверка приезжала сюда с 16-17 линий, и проходной станцией с 1930 г., когда она следовала от трамвайного кольца на пр. Кима. Место рядом с кольцом на Смоленке примечательно наличием кладбищ: право- славного, лютеранского (немецкого), армянского и блокадного. Последнее располагается на месте, где в петровские времена были казармы Ингерманландского полка. На кольце был выстроен маленький одноэтажный домик для диспетчерской и кратковре- менного отдыха вагоновожатых и кондукторов (фото 5). Кольцо на Смоленке уничтожено в 2001 году, когда было закрыто движение по Малому пр. В.О. от 8-9 линии В.О. до 16-17 линии В.О. и далее до к.ст. "Наб. реки Смоленки". Теперь на месте скромного, уютного домика высится громада бизнес-центра (фото 6 и 7). (Чтобы увеличить изображение - наведи курсор)
четырех

7 По следам "Нового Петербурга В конце 19-го века западная часть острова Голодай (ныне остров Декабристов) была огромным заболоченным пустырем, часто затоплявшимся во время осенних наводнений. В 1898 г. участок этой территории, ограниченный рекой Смоленкой на юге и западе, Голодаевским переулком (ныне пер. Декабристов) на востоке и рекой Малая Нева на севере, приобрёл кандидат коммерции Герасим Львович Шалит. В ноябре того же года он создал строительное общество «Новый Петербург», а 23-го мая 1899 г состоялась закладка первого дома. Планы создателей общества были огромными: на осушенной и поднятой над уровнем моря территории предполагалось построить около 600 домов. Но в 1899 г. были построены лишь остовы двух домов (ныне дома 10 и 7 по переулку Каховского, после чего работы прекратились из-за недостатка денег. Несмотря на хлопоты Шалита, на его неоднократные обращения к премьер-министру С. Ю. Витте, общество «Новый Петербург» обанкротилось. Новую жизнь проект получил в 1911 г., когда землю на Голодае купил у Шалита итальянcкий торговец и финансист Рикардо Гуалино. К осуществлению проекта Гуалино привлёк ведущих русских архитекторов Ивана Александровича Фомина и Фёдора Ивановича Лидваля. Первым шагом стала перестройка четырёхэтажного дома, построенного для Шалита в 1899 г (пер. Каховского 10). Из безликого остова он был превращён Фоминым в прекрасный образец петербургского неоклассицизма (фото 1). Одновременно начались масштабные работы по подъёму грунта с помощью намыва песка из Малой Невы. По замыслу И.А. Фомина, главным планировочным ядром «Нового Петербурга» должна была стать полукруглая Большая площадь, от которой лучами расходились три основные магистрали (фото 2). С запада площадь должны были окружать четыре пятиэтажных жилых дома, попарно соединенных колоннадами. С востока к главной площади примыкала меньшая по размерам прямоугольная рыночная площадь (фото 3,4). Строительство на Большой площади началось весной 1912 г. закладкой одного из четырёх домов, огибавших площадь с запада. Это д.2 по пер. Каховского (проект - арх. И.А. Фомин). Его строитель- ство сильно затянулось и было завершено только в 1927 году, после чего его стали использовать в качестве школы. В это же время началась постройка двух домов (фото 5 и 6) по Железноводской улице. Автором их проекта был Ф. И. Лидваль. Фоминым они рассматривались как своеобразные пропилеи (парадный проход, проезд) в Новый Петербург. На рис. Фомина они заканчивались павильонами с колоннадами и куполами. Эти здания были построены в сильно упрощенном виде (по сравнению с замыслом И.А.Фомина) к лету 1914 года (фото 7). Дальнейшее строительство остановила война. После революции проект "Новый Петербург" перестал существовать, и от него остались лишь 2 дома Фомина (фото 8) и (с натяжкой) 2 дома Лидваля. Однако и после революции проект Нового Петербурга помогал освоению этой территории, т.к. при прокладке улиц использовали схему, разработанную И.А.Фоминым. Еще до революции сформировался Северный проспект, на котором были построены 2 дома Фомина (сейчас пер. Каховского). В 30-х годах появился пр. КИМа (на плане Фомина - Парковая улица). Центральный луч, который в проекте назывался Морским проспектом, в 60-х годах оформился как внутриквартальный проезд, соединяющий площадь Балтийских Юнг и станцию метро «Приморская». (Чтобы увеличить изображение - наведи курсор)

Материалы взяты из открытых источников и приведены в информационных некоммерческих целях.



Home

Hosted by uCoz